Техосмотра больше не будет. Как так?
Помним, что с 1 марта в России приняли новые правила прохождения техосмотра. Но недавно стало известно, что изменения перенесут аж на 1 октября. Что ждать владельцам авто и тем, кто только собирается к ним примкнуть?
Виноват коронавирус?
Михаил Мишустин заявил, что велика вероятность образования очередей на пункты техосмотра из-за неравномерного распределения нагрузки. При этом Госавтоинспекция ещё неделю назад признала факт недостаточной пропускной способности операторов и их общую нехватку сразу в 15 регионах. Стало ясно, что реформа может привести к неприятным последствиям относительно здоровья людей.
Страховщики говорили об этом и раньше. Они опасались, что ситуация больно ударит по их карману. Нет техосмотра — нет возможности продать полис ОСАГО, потому что система просто не позволит выписать полис.
Что нас ждет?
Разрешено отложить прохождение ТО машинам, которые должны были сделать это впервые — например, легковушкам, которым исполнилось четыре года.
Для этого внесут изменения в 440-е постановление правительства от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Этот документ был принят в связи с пандемией — для того, чтобы компаниям, чья деятельность подвергалась лицензированию, можно было не продлевать разрешающие работать бумаги в условиях изоляции и ограничений.
Говоря понятным языком, тем, у кого после 1 марта закончится диагностическая карта, можно не делать новую вплоть до 1 октября. Однако пункты техосмотра в первый день весны уже будут работать по-новому и свежий документ взамен истёкшего, но ещё действующего по разрешению властей, после прохождения ТО получить можно.
Что нового в правилах с 1 октября?
Диагностические карты теперь оформляют в информационной системе ЕАИСТО. По желанию автовладельца карту могут распечатать на бумаге — такой вариант пригодится тем, кто выезжает на машине за границу. Страховщики же смогут проверять допуск к эксплуатации автомобиля через ЕАИСТО.
На пункте ТО перед началом диагностики сделают фотографию автомобиля спереди с указанием координат места и времени съёмки. Снимок также внесут в ЕАИСТО. Без него нельзя будет начать оформление диагностической карты.
По окончании процедуры сфотографируют автомобиль сзади, тоже с координатами и временем. Этот снимок тоже будет внесён в ЕАИСТО — без него закончить оформление диагностической карты не выйдет.
Фотография автомобиля должна послужить доказательством того, что он действительно проходил техосмотр. Координаты подтвердят, что эти фотографии сделаны именно на пункте техосмотра, а время съёмки покажет, какова была продолжительность осмотра. Для легкового автомобиля она должна быть не меньше 30 минут.
Так власти хотят добиться того, чтобы ТО проходили абсолютно честно.
Контроль за работой операторов ТО отдали ГИБДД. Отслеживание работы предполагает два сценария. Первый — без непосредственного взаимодействия с операторами. То есть сотрудники ГИБДД будут внимательно изучать сайты операторов, чтобы те открыто не торговали диагностическими картами. Кроме того, они приблизят маршруты патрулирования к пунктам, чтобы знать, как часто машины проходят ТО. Также сотрудники ГИБДД присмотрят за ЕАИСТО на предмет неправильно внесённых данных об автомобиле либо превышения пропускной способности.
Да-да, теперь будет считаться и пропускная способность пунктов ТО. И, согласно приказу Минтранса, более чем на пять процентов превысить её нельзя. Ограничение прописано непосредственно в ЕАИСТО. Если заявлена пропускная способность в 100 автомобилей, то оформить 106-ю диагностическую карту система не позволит.
Вторая ступень – это контроль при прямом взаимодействии с оператором. Если на первой ступени были выявлены нарушения, то назначается внеочередная проверка. Она может включать в себя даже контрольную закупку диагностической карты!
В рамках реформы вводится и аннулирование диагностических карт. Но только при условии наличия доказательств, что карта была оформлена на автомобиль, который не прошёл диагностики. При этом, если диагностическая карта аннулирована, страховщик не может разорвать договор ОСАГО — законом такое не предусмотрено. Но у страховщика, который возместил ущерб за виновника аварии, появляется возможность выставить ему регресс. Особенно, если ДТП произошло по вине не прошедшего ТО автомобиля.
Штрафы водителей, чей автомобиль не прошел техосмотр, ждут внушительные. Вообще он составляет две тысячи рублей, но при этом штраф выдается раз в день. На следующие сутки — второй и так каждый день. Рано или поздно пройти ТО все же придется.