Перемен требуют наши сердца: как и что можно менять в своем авто?
Уходят времена, когда к самостоятельным изменениям авто относились лояльно. Требования становятся строже. Попробуем разобраться в этой статье, что все же можно менять и как это сделать правильно.
Важность регистрации
В любым транспортным средствам предъявлено соответствие стандартам безопасности. В России действуют стандарты, общие для стран-участниц Таможенного союза — эти правила были приняты в 2011 году и время от времени дополняются. Они отражены в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств».
Каждый серийный автомобиль, поступающий в продажу, должен пройти процедуру сертификации, которая подтвердит, что он соответствует стандартам и что его конструкция безопасна для использования.
Но бывают ситуации, когда поклонник тюнинга решает «доработать» определенный автомобиль. Документально и фактически машина не осталась прежней. А значит, нельзя и с точностью сказать, что эта модель безопасна. Так и получается, что каждый такой прецедент должен проходить испытания в индивидуальном порядке.
А когда регистрация не нужна?
Пункт 77 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» говорит о том, что проверку на безопасность не нужно проходить, если на машину установлены предназначенные для неё детали. То есть такие, которые проверялись на «совместимость», и на которые у их изготовителя есть соответствующие документы.
Не требуют регистрации и необходимые замены деталей — допустим, по мере износа. Если во время ремонта вы меняете рулевые тяги на точно такие же или на детали с теми же характеристиками, то никакая их регистрация не нужна.
Еще бывает случай, что на модели предусмотрены противотуманные фары, но в вашей комплектации их нет. Можно дооборудовать ими свой автомобиль самому, однако поставить их надо в предназначенные автопроизводителем посадочные места и крепления. И не любые фары, а только те, которые выпускаются для данной модели машины. А вот если вы решили поставить на свой французский седан тяги от японского внедорожника, то это уже считается вмешательством в конструкцию.
А что делать точно нельзя?
Сразу нужно отказаться от идеи переделывать машину, на регистрацию которой наложены ограничения, или находящуюся в розыске. Но это довольно очевидно.
Правила запрещают выдавать разрешение на переделки, если те могут повредить или уничтожить VIN автомобиля. Также вне закона изменения, после которых существенно вырастет максимальная масса машины или её колесная база. Тут показатели не могут быть выше, чем в уже действующих сертификатах типа ТС.
Нельзя заменять кузов или его части на те, что не предусмотрены маркой транспортного средства. Так что супер-тюнинг отменяется.
Что нужно обязательно регистрировать?
Двигатель. Потребуется оформление всего, что не «стояло с завода».
Кузов. Тут оформление, как правило, долгое и сложное.
Свет. Все нестандартное нужно легализовать.
Колёса. Колеса не с завода легализовать не нужно, а запчасти – обязательно.
Другие системы. Все по мелочи нужно регистрировать.
Навесное оборудование.
Как правильно оформлять?
Предварительная экспертиза. Перед тем, как начинать что-либо, нужно обратиться к специалистам, чтобы узнать, возможно ли будет это в итоге легализовать.
Чтобы проект взяли на оценку, помимо документов на машину и своего паспорта владельцу потребуется заполненное заявление. К нему надо приложить общее техническое описание проекта, лучше всего – сразу с чертежами, расчётами и прочей технической документацией. На все заменяемые агрегаты нужны сертификаты соответствия. Вот так все непросто.
Разрешение от ГИБДД. Получить его можно через Госуслуги, здесь попроще.
Сертификаты на работы. На некоторые работы вам нужен будет специалист с сертификатами, самому их делать нельзя. После его работы нужно будет получить акт выполненных работ и заявление-декларацию.
Техосмотр. Проходим техосмотр, получаем новую карту.
Экспертиза. А вот и обещанные проверки безопасности. Можно обратиться туда же, где вы брали начальную экспертизу. Не забудьте подготовить стопку документов:
- паспорт, СТС и ПТС
- результаты предварительной экспертизы;
- разрешение от ГИБДД;
- все бумаги из СТО: копии сертификатов, подтверждение оплаты услуг и декларации-заявления;
- диагностическая карта.
- Свидетельство о соответствии типу ТС. С протоколом и документами, полученными на всех предыдущих шагах, нужно поехать в то же отделение ГИБДД, которое выдавало разрешение. К пакету бумаг следует добавить заявление на услугу и копию квитка об оплате пошлины за свидетельство о соответствии типу. Там инспектор выдаст вам свидетельство о соответствии.
Новая регистрация. Теперь у владельца будет 10 дней, чтобы оформить внесение изменений в ПТС и СТС.
А что будет, если не оформлять?
Сначала штрафы, в будущем проблемы с регистрацией автомобиля. Штрафы будут расти, либо вас лишат права управления автомобилем на срок до 3 месяцев.
Сейчас готовят нововведения, по которым переделки без оформления будут наказываться строже.