50 лет ВАЗ 2101 - легенды и факты
С тех тор как ВАЗ выпустил официальный серийный автомобиль прошло 50 лет. «Копейка» стала символом эпохи и первым авто СССР, побившим все рекорды по количеству выпущенных машин – 5 000 000 штук.
За 18 лет выпуска ни один советский автомобиль не собрал в себе столько мифов, как ВАЗ 2101.
Пришло время узнать правду:
ЛЕГЕНДА №1 - Высоцкий тестировал копейку и остался недоволен.
Ходил подобный слух в разных интерпретациях, но на самом деле, поэт действительно владел ВАЗ 2101. Больше того, «копейка» была его первой машиной. История о том, что бард был не в восторге от отечественного автопрома, сильно преувеличена – жалоб на автомобиль не поступало. «Песня автозавистника» родилась в память о разбитой машине и азартном характере владельца. Но стоит отметить после того, как Владимир Семенович разбил машину, больше советский автопром он не приобретал, только иномарки.
ЛЕГЕНДА №2 – «Копейка» - точная копия Fiat 124
Миф появился из-за практически полной внешней идентичности автомобилей. Но известно, что советские инженеры внесли более 700 изменений, адаптировав итальянский автомобиль под советские реалии. В итоге ВАЗ 2101 стал куда более выносливым и готовым пережить не только российские дороги, но и суровые зимы, которые не выдерживал «горячий итальянец».
ЛЕГЕНДА №3 – Первые выпущенные автомобили были надежнее
Так стали говорить, потому что машины выпускаемые с 1970 по 1974 годы были, по сути, первыми доступными в Советском Союзе иномарками. В эти годы машины собирались преимущественно из итальянских запчастей. Впоследствии ВАЗ перешел на производство собственных комплектующих.
По официальной версии, после 74 года качество итальянской продукции заметно ухудшилось и их оставили только для экспортной продукции, а для внутреннего рынка организовали импортозамещение. Знакомая ситуация?!
ЛЕГЕНДА №4 – Жигули лучше Москвичей
Вопрос спорный и до сих пор остается без однозначного ответа. Да, «копейка» удобнее в плане ширины заднего дивана или звукоизоляции салона. Возможно, подвеска «глотала» неровности дороги немного лучше. Но 412-й был куда выносливее, экономичнее и вместительнее – что очень ценили члены дачных кооперативов.
ЛЕГЕНДА №5 – автоэкспорт Лады ограничивался «соцлагерем» - Болгарией, Югославией, Чехословакией, Венгрией и ГДР.
Первые годы так и было, но Lada 1200 (так называлась экспортная «копейка») добралась даже до Великобритании, Перу и Канады. Кстати, считается, что брак у этих машин встречался куда реже, чем у экспортного Fiat.
ЛЕГЕНДА №6 – проблемы с распредвалом
Советские конструкторы в споре с итальянцами настояли на «верхнем расположении» распределительного вала, согласившись при этом на чугунный блок цилиндров - в такой комплектации машина ходила до 40-60 тысяч км до замены распредвала. Причиной этому стала цепочка несоответствий конструкции из-за вмешательства советских конструкторов.
С начала 80-х «распредвальная проблема» была решена и Жигули выкатывали 110-120 тысяч км до замены или капремонта мотора.
Сегодня «копейка» вызывает ностальгическую улыбку и чувство уважения у всех, кто так или иначе сталкивался с этим автомобилем. А настоящие любители ВАЗ 2101 предпочитают называть автомобиль «единичка». Ведь для большинства рождённых в СССР этот автомобиль стал первым приобретённым; первым, на котором сели за руль; и даже первым, в который сели, потому что на нём забрали из роддома.